Аудиохирургия: как удалить шумы в записях

Статьи Minusovki.kiev.ua - бесплатные минусовки
Аудиохирургия: как удалить шумы в записях

Аудиохирургия: как удалить шумы в записях


Насколько важно, чтобы во время съемок кроме четкого и качественного видеосигнала был записан и чистый звук, как профессионал в области звукозаписи, я понимаю лучше других. Поэтому стараюсь придерживаться следующих правил: применять раздельные направленные микрофоны, размещать их как можно ближе к источнику звука, выставлять максимально высокий уровень записи, следя, чтобы не "обрезались" пики звуковых колебаний (нелинейные искажения). Но несмотря на все эти предосторожности, временами и на моих записях появляются помехи (шумы), с которые впоследствии приходить бороться.

Часто ко мне обращаются с просьбой смонтировать или сжать материалы, но при этом не считают нужным сообщить, какие отвлекающие шумы или явно ненужные помехи присутствуют на аудиотреках. Не так давно я согласился привести в порядок и перевести на CD несколько часов "живой" кубинской музыки, которая была записана еще в начале пятидесятых годов прошлого века на ?-дюймовом аналоговом магнитофоне. Мне надо было перекодировать музыку в потоковый стандарт и выложить на сайт владельца. Чтобы выполнить эту работу понадобилось провести ряд хирургических операций над звуком.

К счастью, существуют ряд аппаратных и программных средств, которые позволяют значительно улучшить воспроизведение аудиотреков с шумами и получить звук, существенно превосходящий первоначальные записи по качеству. Самое главное при проведении подобных работ - найти средство, которое поможет устранить те шумы и помехи, которые присутствуют в данных записях. Попробуйте разделить общую задачу на несколько более мелких и решить их одну за другой.

Шумы бывают двух видов: с постоянной частотой (например, жужжание трансформаторов переменного тока, шум кондиционеров, видеокамер или генераторов) и динамичные, которые изменяются во времени по частоте спектра и громкости. Классическими примерами динамичных шумов являются внешние шумы, производимые автомобилями или самолетами, а также звучание ветра или прибоя. естественно, что устранить шумы с постоянной частотой значительно легче, чем динамичные помехи, но справится можно с шумами обоих видов.

Невнятная речь


Прежде всего следует определить - не вызваны ли помехи некорректным проведением записи. Некачественный микрофон или его ошибочное размещение могут привести к тому, что запись окажется приглушенной и нечеткой. К подобным дефектам может привести и использование микрофона, встроенного в видеокамеру. К счастью, подобные артефакты устраняются легко, и чтобы значительно снизить уровень таких помех следует лишь правильно выбрать настройки эквалайзера и громкости. Увеличение эквалайзером уровня на частотах до 2,5 кГц для мужского голоса и 3,5 кГц для женского придает произносимым словам дополнительные звучание и четкость. А при работе с частотами от 6 кГц и выше усиливаются не только свистяще-шипящие составляющие речи, делающие ее неразборчивой, но и фоновые шумы и свисты, поэтому увеличивать частоту нужно постепенно.
Чтобы вырезать частоты ниже 250 Гц нужно просто повысить общий уровень трека без каких-либо дополнительных манипуляций. Еще много лет назад было установлено, что большая часть аудиоинформации размещается в интервале частот 300 Гц - 3 кГц, поэтому отсечение частот ниже 250 Гц не принесет никакого вреда. Но имейте в виду, что EQ затронет все звуки на треке, поэтому не торопитесь и выполняйте все операции последовательно.

Фоновый шум

Если при изготовлении оригинального трека был установлен низкий уровень записи, то при монтаже при увеличении громкости будут возрастать и фоновые шумы. Такие шумы могут генерироваться самой камерой, возникать при перемещении оператора или порождаться приборами, установленными на съемочной площадке (например, работающими кондиционерами).
Если фоновые шумы слышны лишь в интервалах между фразами, то наилучшее решение - использование динамической обработки, которая называется noise gate ("звуковые шлюзы"). Она позволяет свободно проходить звукам, близким к определенному уровню громкости (порогу) или превышающим его. Когда же уровень громкости резко падает ниже порогового значения, то звуковой шлюз сразу же закрывает проход для звукового сигнала. После того, как уровень громкости снова превысит пороговое значение, он вновь его открывает.

Подобно звуковому шлюзу работает другая динамическая обработка, которая называется "экспандер" и предназначена для расширения динамического диапазона сигнала. В тех случаях, когда громкость падает ниже порогового значения, звуковой шлюз фиксирует ее на минимальном уровне, а экспандер - снижает до уровня, заданного пользователем. Экспандер работает более мягко и плавно и позволяет значительно ослабить фоновые шумы. Часто для повышения эффективности обработки звуковой шлюз и экспандер используют одновременно. Такое сочетание позволяет значительно снизить или даже полностью устранить низкоуровневые фоновые шумы.

Если помехи обусловлены шумами с постоянной частотой (например, жужжанием трансформаторов или шумом от кондиционера), то для их уменьшения или удаления вам придется воспользоваться специальными фильтрами. Диапазоны основных фильтров высоких и низких частот слишком широки для этой операции, их применение только ухудшит звучание материала. Постарайтесь найти специальные параметрические фильтры, которые позволяют изменять ширину полосы на частотах шумов (они известны, как фильтры Q - добротные). С помощью параметрических фильтров можно, не затрагивая весь трек, вырезать очень узкий частотный диапазон.

В некоторых программных пакетах предусмотрены специальные фильтры для устранения жужжания, они есть, например в Final Cut Pro корпорации Apple. Такие фильтры помимо точного определения частоты жужжания, позволяют устранить до пяти его гармоник. Наберитесь терпения и попробуйте использовать все возможные комбинации фильтров, нажимая Undo всякий раз, когда результат вас не устраивает.

Нелинейные искажения и щелчки

С нелинейными искажениями справиться сложнее всего. Они возникают, когда входной аудиосигнал такой сильный (громкий), что записывается с искажениями, при которых пики звуковых колебаний обрезаются. Нелинейные искажения делает звучание дребезжащим и скрежещущим, а порой и совершенно неразборчивым. Такие артефакты наиболее характерны для аналоговых приборов, но ей подвержены и цифровые устройства. Для аналоговых устройств характерно постепенное нарастание и усиление искажений, а в цифровых они проявляются на конкретном пороговом уровне, но в обоих случаях записи имеют совершенно непрезентабельное звучание.

Конечно, лучше всего не допускать появления нелинейных искажений при записи звука, так как устранить их на записанных треках позволяет очень ограниченный набор средств. Если искажений немного или поврежденные фрагменты непродолжительны, то можно попытаться убрать их с помощью специального "карандаша" Pencil Tool, который входит в некоторые программы для аудиомонтажа, и вручную подрисовать гладкие закругления на пиках графиков звуковых колебаний.

Если же искажения достаточно сильно повредили трек или продолжительны, самостоятельно переписать звуковой ряд вы не сможете, вам придется отнести эти файлы в ту студию, в которой есть программа NoNoise компании Sonic Solutions (данная программа входит в Sonic Studio HD). NoNoise - это программа для устранения нежелательных шумов на аудиозаписях, которая заслужила высокую оценку у профессионалов. Она позволяет не только эффективно устранить нелинейные искажения, но и сгенерировать заново синтезированный аудиосигнал для замещения поврежденного участка. NoNoise наилучшим образом подходит для устранения динамичных шумов, которые не удается побороть с помощью фильтров, но так как стоит эта программа достаточно дорого, треки для обработки лучше отдавать на сторону. Для этой же цели предназначены приборы для реставрации звука компании Cedar.

Щелчки и треск могут быть вызваны плохим качеством аудиокабелей или обрывом каналов в радиомикрофонах. Очень много шумов и треска присутствует в записях, сделанных на старых граммофонных пластинках. Методы борьбы с этими помехами во многом напоминают те, что используются для устранения нелинейных искажений. Многие программы для аудиомонтажа включают специальную функцию, которая находит и устраняет щелчки в автоматическом режиме. Но такое автоматическое удаление всех щелчков часто разрушает ощущение старинности граммофонных пластинок, поэтому если вы хотите его сохранить, разберитесь с каждым щелчком отдельно, либо используйте приборы компании Cedar.

Программные средства для устранения шумов

Существуют несколько более простых программ, специально разработанных для устранения различных видов фоновых шумов. В них реализованы многие из функций системы NoNoise, но стоят они значительно меньше. DART Pro компании Digital Audio Restoration Technology -программа для Microsoft Windows, в которую включены несколько фильтров, блоки ослабления щелчков и жужжания, а также преобразователи коэффициентов усиления, которые могут запускаться последовательно для обработки всего аудиотрека за один проход.
Программа Ray Gun, разработанная компанией Arboretum Software, предназначена для платформы Macintosh. В ней реализован значительно более простой подход к снижению шумов, заключающийся в использовании предварительно заданных алгоритмов для подавления шумов, удаления щелчков и треска и снижения уровня жужжания. Хотя подобный подход может оказаться более удобным для непрофессионалов, он не достаточно эффективен для решения нетипичных задач.


Далее
10-06-2011, 14:37

Делаем минусовку с помощью программ

Статьи Minusovki.kiev.ua - бесплатные минусовки
Делаем минусовку с помощью программ Melodyne 3, Reason 3, Adobe Audition 1.5


Итак, у нас есть оригинал песни (плюс). Дальше нам нужен midi файл на эту песню, смотрим, чтобы темп midi файла соответствовал оригиналу (темп можно выставить во многих программах).


Можно midi файл найти на многих караоке сайтах, но лучше прописать партии инструментов самому, используя программы типа Finale, Reason или любые другие.

Всю песню нам не надо прописывать, так как куплеты и припев повторяются.
Мы прописываем только те места, где есть голос. В каждой песне есть вступление, проигрыш, концовка - эти места оставим из оригинала.

Теперь забрасываем наш исходник в программу Melodyne 3, она автоматически
разбивает песню по нотам. Выбираем места, где в песне есть голосовые пробелы и сохраняем куски для будущей минусовки.

Возвращаемся к midi файлу. Импортируем его в Reason, и подбираем инструменты для каждой партии. Здесь спешить не надо, нужно подобрать тембр инструментов максимально приближенный к оригиналу. При стыковании материала с оригиналом могут быть слышны стыки, если тембр будет отличаться от оригинала.

В Adobe Audition загоняем весь наш материал. Включаем многодорожечный режим и вставляем в дорожки подготовленный и уже загруженный материал.
Пользуясь индикатором уровня сигнала, регулируем громкость треков, чтобы она была одинаковой, но это по усмотрению каждого - кто-то захочет дать больше низких частот, не проблема.
На припеве обычно есть бэк-вокал, здесь можно поступить на свое усмотрение. Можно использовать программу Dart Pro и "задавить" основной вокал, оставив только бэк-вокал.Так же очень хорошо задавливает вокал программа YoGen Vocal Remover - это маленькая программа которая очень хорошо задавливает вокальные партии.


Вот после таких манипуляций можно сделать неплохую минусовку, если еще поработать с эквалайзерами каждый подберет звучание под себя.

Далее
21-05-2011, 15:24

Эффекты в Sound Forge

Статьи Minusovki.kiev.ua - бесплатные минусовки
Эффекты превращают тусклую, безжизненную запись в произведение искусства. Например, вы можете применить эффект эха и фоновое окружение, чтобы создать иллюзию, что звук был записан в каких-то конкретных условиях, например в концертном зале. Вы можете также использовать эффекты для придания глубины вокальной партии. Программа Sound Forge содержит большое количество функций для создания различных эффектов, которые оживляют ваши аудиоданные. Хотя применение таких эффектов к вашим данным не представляет большой сложности, понять, что они делают и как их использовать, не всегда удается сразу.

Эффекты эха

Эхо это повторяющийся звук, имитирующий исходный звук. Например, если вы выкрикнете какое-то слово в большом замкнутом помещении (таком, как концертный зал или каньон), вы будете слышать это слово многократно повторяющимся до тех пор, пока оно не стихнет. Подобный эффект также называется задержка (delay). Задержку можно использовать для создания различных типов эффектов, а не только эха. Программа Sound Forge содержит несколько функций, позволяющих вам создавать эти эффекты.
Функция Simple Delay
Функция Simple Delay (простая задержка) позволяет применять базовые эффекты эха к вашим аудиоданным. Чтобы использовать эту функцию, выполните следующие действия:
1. Выберите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Effects -> Delay/Echo -> Simple для того, чтобы открыть диалоговое окно Simple Delay
3. Установите значение параметра Delay time (0.001 to 5.0 seconds). Данный параметр определяет, сколько времени (в секундах) пройдет перед каждым эхом. Вы можете установить значение параметра Delay time (0.001 to 5.0 seconds) в интервале от 0,001 до 5 секунд

4. Установите значения параметров Dry out (-Inf. to 0 dB) и Delay out (-Inf. to 0 dB). Когда вы применяете эффект к вашим исходным данным, вы можете определить, какая доля эффекта и какая доля исходных данных будет в итоговом звуке. Таким образом, вы имеете возможность приложить эффект в определенной степени, не заглушая полностью исходные данные. Параметр Dry out (-Inf. to 0 dB) определяет, какая часть исходных данных будет слышна в обработанном звуке, а параметр Delay out (0.001 to 5.0 seconds) - какую часть эффекты вы услышите в обработанном звуке.
5. Установите флажок Multiple delays (Feedback) и значение параметра Decay time (0.I to 20.0 seconds). С некоторыми эффектами вы можете взять полученный сигнал и прогнать его заново, чтобы применить эффект несколько раз. Это называется обратной связью. Полученный звук может быть различным в зависимости от эффекта. В функции Simple Delay флажок Multiple delays (Feedback) и параметр Decay time (0.1 to 20.0 seconds) управляют тем, сколько раз используется эхо. Если вы активизируете флажок Multiple delays (Feedback), эхо повторится больше одного раза. А чем ниже значение параметра Decay time (O.I to 20.0 seconds), тем меньше количество повторений эха. Чем выше значение параметра Decay time (O.I to 20.0 seconds), тем больше количество повторений эха. К сожалению, из значения параметра Decay time (O.I to 20.0 seconds) невозможно точно определить, сколько раз повторится эхо. Тут вам придется поэкспериментировать.
6. Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать, как файл будет звучать, не внося фактических изменений в данные.
7. Щелкните по кнопке ОК.

Функция Multi-Tap Delay

Функция Multi-Tap Delay позволяет вам создавать очень сложные эффекты эха за счет установки сразу нескольких задержек, подобно одновременной установке нескольких эффектов Simple Delay для обработки ваших аудиоданных.
Вот как работает функция Multi-Tap Delay:
1. Выделите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit -> Select All.
2. Выполните команду меню Effects -> Delay/Echo -> Multi-Tap для того, чтобы открыть диалоговое окно Multi-Tap Delay
3. Установите значения параметров Dry out (-Inf. to 0 dB) и Wet out (-Inf. to 0 dB) . Эти параметры работают точно так же, как и одноименные параметры функции Simple Delay.
4. Установите значение параметра Input gain (-Inf. to 0 dB). Этот параметр определяет, какая часть исходного звука может быть обработана. Чаше всего данный параметр оставляют равным 0 децибел.
5. Установите параметры Mod. rate (0.1 to 10.0 Hz) и Mod. depth (0.1 to 10.0%). Эти параметры описать несколько труднее. Они позволяют добавить к вашим аудиоданным эффект "трели" вместе с эхом. Звук становится также похожим на тремоло, которое вы слышите на электрооргане. Параметр Mod. rate (O.I to 10.0 Hz) определяет скорость (в герцах или циклах в секунду) "трели", а параметр Mod. depth (0.I to 10.0%) определяет, на какую часть аудиоданных эффект будет действовать. Это одна из функций, для понимания действия которой требуется поэкспериментировать.
6. Установите значение параметра Feedback (0 to 150%). Этот параметр работает как сочетание флажка Multiple delays (Feedback) и параметра Decay time (0.1 to 20.0 seconds) функции Simple Delay.
7. Если вы хотите применить к вашему эффекту задержки низкочастотный эквалайзер, активизируйте и установите параметр Low-pass start freq. (Hz). Он позволяет вам отфильтровывать некоторые высокие частоты, чтобы эмулировать среду с более сильным эхом, например маленькую комнату.
8. Установите значение параметра Number of taps (1 to 8). Этот параметр определяет, сколько различных задержек вы хотите установить в эффекте, общим числом до восьми. После настройки параметра Number of taps (1 to 8) вы заметите, что переключатели Current tap (1-8) стали доступными.
9. Каждая задержка имеет свои параметры Тар gain, Delay и Pan. Это означает, что вы можете управлять исходным уровнем громкости, временем эха и панорамированием в стереополе каждой задержки. Чтобы настроить параметры для конкретной задержки, выберите номер задержки в группе переключателей Current tap. После этого настройте параметры Тар gain, Delay и Pan для данной задержки. Для каждой из восьми задержек вы можете сделать это отдельно.
10. После настройки параметров каждой задержки вы заметите изменения на графике, располагающемся непосредственно под переключателями Current tap. Этот график (именуемый эхограммой) позволяет вам визуально оценивать результаты влияния выбранных параметров на эхо. Каждая линия представляет эхо. Длина линии соответствует громкости эха, измеряемой в процентах (вертикальная шкала графика) от исходного звука. Расстояние линии от вертикальной шкалы графика представляет время, когда эхо прозвучит после исходного звука. Красная линия отображает выбранную в данный момент времени задержку. Остальные доступные задержки представлены черными линиями. Голубыми линями представлено эхо, полученное в результате настройки параметра Feedback (0 to 150%). Чтобы определить, какой период времени будет показывать эхограмма, выберите соответствующий пункт из раскрывающегося списка Graph Resolution (Delay ms).
11. Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.
12. Нажмите на кнопку ОК.

Далее
19-05-2011, 16:06

О диапазоне голоса

Статьи » Вокал Minusovki.kiev.ua - бесплатные минусовки
О диапазоне голоса

Пение требует от каждого певца владения нормальным регистром голоса (первым регистром для мужчин и вторым для женщин) до его верхнего предела, к тому же с такой легкостью, которая позволяла бы использовать и силу звука без особого перенапряжения.

Проведенные исследования показывают, что для этого необходим ряд "благоприятных факторов, как-то: анатомических, нервно-двигательных и, наконец, эндокринных.

Человеческий голос может достигнуть вершины своего первого или второго регистра на любой (неназализованной) гласной лишь при условии, чтобы прикрытие звука происходило на его оптимальной высоте, меняющейся в зависимости от возбудимости возвратных нервов. Это прикрытие открытых звуков у певцов называется переходом и является обязательным вследствие своей первостепенной физиологической важности.

Прикрытие открытых звуков должно совершаться на оптимальных высотах, определяемых физиологическими особенностями певца, то есть согласно длительности относительного рефрактерного периода мускульных волокон голосовых связок каждого субъекта.
Перемещение перехода на полтона вниз не имеет никакого значения. Перемещение же перехода на полтона вверх ставит под угрозу правильное нервно-мышечное функционирование означенных волокон внутреннего мускула;

Переход всегда совершается полутоном ниже на гласных открытых назализованных и на звуках, взятых piano, - по той же вышеупомянутой причине. И, наконец, когда у субъекта появляется определенно выраженное голосовое переутомление, то упадок возбудимости нервно-двигательной системы его гортани понизит голосовые связки

Для закрытых гласных прикрытие происходит фактически квинтой ниже и часто проходит незамеченным.
Использование этого приема на открытых гласных является всегда затруднительным, и редко у кого прикрытие получается само собой. По этой же причине речевой голос человека никогда не переступает этой критической высоты в первом регистре.

Если прикрытие звуков является неизбежным нервно-мышечным требованием при пении открытых гласных, то существует еще другое требование, которое не носит столь категорического характера, но дает певцу (мужчине и женщине) огромное облегчение в исполнении высоких частот (предельной терции) каждого регистра.

Далее
8-05-2011, 07:46
1 2 3 4 5 6 7
Назад    Далее

Календарь
«    Март 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Статистика