Как создать домашнюю студию

Статьи Minusovki.kiev.ua - бесплатные минусовки
Как создать домашнюю студию

Как создать домашнюю студию


Запись на несколько дорожек раньше являлась лишь возможной для звукоинженеров, которые имели доступ к дорогому оборудованию в студиях. Сегодня продвижение в компьютерной технологии и эволюция цифровых звуковых рабочих станций полностью все изменили. Компьютеры являются мощным инструментом, позволяющим записывать, монтировать, обрабатывать, микшировать записи, а также и синтезировать любые мыслимые звуки. Кроме того, компьютеры изменили способ создания, прослушивания и даже распространения музыки. Цифровые звуковые рабочие станции отличаются высоким качеством, при этом собрать такую систему относительно недорого, а в использовании никаких проблем возникнуть не должно.

Ваши потребности зависят от того, каковы будут цели вашей студии, и каков ваш бюджет. Впрочем, не нужно думать, что хорошая компьютерная студия ляжет тяжёлым денежным бременем. Всё, что нам потребуется на самом деле, - это звуковой интерфейс, музыкальное программное обеспечение и ваше воображение.

Если вы когда-либо работали с цифровым звуком и знаете возможности программного обеспечения, то пропустите этот параграф. Здесь мы рассмотрим несколько основных идей, которые важно понимать. Когда звук записывается, звуковые волны превращаются в цифровую информацию с помощью аналого-цифрового преобразователя (АЦП), который встроен в каждую звуковую карту с наличием линейного входа. Чтобы слушать аудио на компьютере, необходимо выполнить обратное, цифро-аналоговое преобразование (ЦАП). Два наиболее важных параметра качества звука - это частота дискретизации (44,1 кГц, 48 кГц, 96 кГц и т.д.), а также разрядность (обычно 16 или 24 бита). Качество CD - это 44,1 кГц и 16 бит. Если вам нужна дополнительная информация о цифровом и аналоговом звуке, рекомендуем следующее руководство (на английском).

Первый этап


Вы можете использовать встроенную в компьютер звуковую карту, но мы не рекомендуем это делать. На встроенные звуковые карты часто поступают наводки от компьютерных компонентов, да и большинство производителей не устанавливают высококачественные звуковые чипы. Однако если вы не планируете записывать звук, то и встроенной звуковой картой можно будет какое-то время обойтись.

Самым важным критерием при выборе программного обеспечения является то, насколько удобно будет выполнять требуемую работу. Можно взять несколько пробных версий программ и оценить их в работе, а уже после этого отдавать деньги. Кроме того, мы рекомендуем ознакомиться с обзорами и форумами на следующих сайтах:

www.harmonycentral.com;
www.yahoo.com/groups/musicsoftware;
www.audiomidi.com.

Как и в случае покупки машины, квартиры или обуви, здесь нет "лучшего" продукта. У каждого человека свои нужды и потребности, и понимание этих нужд позволит подобрать лучшее соответствующее обеспечение. В нашей статье мы рассмотрим три сценария: создание, запись и монтаж звука. Хотя мы и разделяем три этих сценария, они во многом перекрывают друг друга.

Сценарий создания музыки


Конфигурация для подобного сценария подойдёт многим пользователям, желающим создавать собственные демо-CD и соответствующие продукты. Суть подобного сценария заключается в эффективном создании музыки, с учётом всех творческих возможностей. Неплохо получить в своё распоряжение как можно больше звуков, поэтому лучше приобретать программу с большой звуковой библиотекой. Неплохо, чтобы в комплект поставки входило большое число плагинов, поскольку по отдельности их покупать дорого (конечно, мы имеем в виду легальное использование). Кстати, плагин - это эффект или виртуальный инструмент, который расширяет функциональность основной программы.

Настало время обсудить MIDI. Если вы планируете писать музыку на вашем компьютере, то следует близко познакомиться с MIDI (MIDI - сокращение musical instrument digital interface - цифровой интерфейс музыкального инструмента). MIDI используется для хранения данных о воспроизведении музыки - высоты тона, темпа, тембра и т.д. То есть формат не предусматривает хранение непосредственно самого звука - он сравним с нотами для пианино. Технология MIDI используется для создания музыки - она не столь важна для записи или монтажа цифрового звука. MIDI-контроллер представляет собой клавиатуру в стиле пианино, которая позволяет проиграть музыку, отослать её на компьютер и сохранить в цифровом виде.

Если MIDI-контроллера у вас нет, то придётся его приобрести, чтобы играть на виртуальных инструментах. Ниже дан пример управления виртуальным инструментом с помощью MIDI.

Вы нажимаете клавишу на MIDI-контроллере.
Соответствующая нажатая нота заставляет плагин воспроизвести сэмпл (небольшой звуковой файл), привязанный к клавише. Обратите внимание, что звук выдаёт плагин, а не клавиатура.
Мы привели только один пример использования MIDI. Не все программные пакеты поддерживают MIDI, но если вы собираетесь создавать музыку, то без MIDI не обойтись. Чаще всего начинающие композиторы используют программы Motu Digital Performer, Apple Logic, Ableton Live, Propellerhead Reason, FL Studio и Apple Garageband.

Хотя выбор широк, мы рекомендуем начинающему музыканту Propellerhead Reason и M-Audio Ozone. Они хороши для новичков, поскольку предлагают не только большое число инструментов для создания музыки, но также имеют в своём составе расширенную библиотеку звуков. Единственным ограничением указанных программ является отсутствие возможности записи звука. Если вам нужна и запись, то обратитесь к Sony Soundforge. Soundforge позволяет записывать звук, обрабатывать его и монтировать.

M-Audio Ozone предоставляет хороший аппаратный набор для композитора-любителя. Вы получите не только очень функциональный звуковой интерфейс, который способен записывать две дорожки аудио в режиме 24 бита/96 кГц (выше качества CD), но и двухоктавный MIDI-контроллер с восемью программируемыми клавишами. Подобная комбинация позволяет сразу же приступить к созданию музыки.

Сценарий записи звука


Второй сценарий базируется на создании домашней студии звукозаписи. Студия позволит записывать и микшировать музыку, причём во время микширования можно устанавливать уровень различных звуков или инструментов, чтобы все они звучали с нужной громкостью. К примеру, такой студией может воспользоваться звукорежиссёр-любитель, записывающий группу или певца. Среди программ можно рекомендовать Sony Vegas, Adobe Audition, Magix Samplitude, Apple Logic, Steinberg Cubase или Digidesign Pro Tools. В отличие от других программ, которые работают практически с любым звуковым интерфейсом и картой, Pro Tools поддерживают только немногие сертифицированные программы. Но для многих профессиональных окружений Pro Tools является стандартом де-факто.

Для энтузиастов в области записи звука мы рекомендуем Digi 002 Rack от Digidesign. Цена $1200 довольно высока, но в комплект входит версия ProTools LE, множество высококачественных плагинов, адаптированная версия Propellerhead Reason и прочие бонусы. В целом, вы получите превосходное решение "всё в одном". Кроме программной части, в комплект Digi 002 Rack входит хороший звуковой интерфейс. Он позволяет записывать 16 звуковых каналов через FireWire с частотой дискретизации 96 кГц - прекрасный вариант, если группа желает записать собственные демо. В принципе, само "железо" уже оправдывает цену, а с таким набором программ ценность решения ещё больше увеличивается.

Если вы не можете позволить себе такие траты, не стоит отчаиваться! На рынке можно найти множество более доступных решений. Скажем, в качестве решения начального уровня (около $300) подойдёт комплект Lexicon. В него входит звуковой интерфейс под названием Omega. Эта маленькая коробочка позволяет записывать 4 канала в режиме 48 кГц/24 бита, кроме того, она оснащена двумя микрофонными входами. В комплект поставки входит программа Steinberg Cubase LE, а также плагин реверберации Lexicon Pantheon. Хотя Cubase не так широко используется, как Pro Tools, этой программы будет вполне достаточно для вашей работы. Кроме того, она поставляется с большим количеством эффектов и плагинов.

Сценарий монтажа звука.


Третий сценарий построен вокруг монтажа звука. В принципе, он во многом пересекается со студией звукозаписи, но всё же достоин собственной категории. Среди сфер применения можно отметить пост-обработку для телевидения, создание и монтаж звука для видеоигр, вещания, фильмов и т.д. Монтаж - это один из этапов обработки звука, при этом очень важна совместимость с Pro Tools. Напомним, что Pro Tools является стандартом де-факто, и если только вы не выполняете всю работу в одиночку (что бывает редко), важно, чтобы ваши данные были легко совместимы с другими приложениями.

За $500 Digidesign предлагает набор Mbox. Вы получите не только программу Pro Tools LE, которая позволяет работать с числом дорожек вплоть до 32, но также множество плагинов и других полезных утилит. Звуковой интерфейс M-Box позволяет записывать 24-битный звук с частотой дискретизации 48 кГц. Интерфейс поддерживает два микрофонных входа с предусилением, которые прекрасно подойдут для наложения голоса.

Два менее дорогих варианта - Adobe Audition и Ableton Live. В то же время, можно рекомендовать Steinberg Nuendo и Motu Digital Performer, хотя они стоят существенно дороже.

Во многих ситуациях, скажем, для тонкой обработки звука, необходим wave-редактор. Эта программа работает с одной дорожкой и позволяет проанализировать звук и наложить эффекты. Подобные программы используют более тонкий подход с ориентацией на детали, чем программы, работающие с несколькими дорожками. Wave-редактор хорошо подойдёт для очистки записи или оцифровки старых пластинок или кассет. Среди самых популярных программ отметим Sony SoundForge, Steinberg Wavelab и Bias Peak (только для Mac).

При выборе любого программного обеспечения не забудьте связаться с производителем и узнать совместимость с программами третьих компаний или предполагаемым "железом". Потрудитесь узнать это до покупки.

Как вы заметили, мы не давали рекомендаций по аппаратному обеспечению. Этот вопрос мы перенесём на следующую статью, где проведём анализ "железа" для работы с цифровым звуком.

Продолжение в следующей статье

Далее
22-06-2011, 14:10

Как создать домашнюю студию (продолжение)

Статьи Minusovki.kiev.ua - бесплатные минусовки
Как создать домашнюю студию (продолжение)


Хотя аналоговое оборудование способно обеспечивать великолепный звук, его время уже прошло. Собрать аналоговую студию сегодня очень и очень дорого, при этом требуется немало пространства и усилий. Из-за постоянно растущей мощности современных компьютеров даже те, кто раньше считал аналоговое оборудование превосходящим цифровое, сегодня изменили своё мнение. Сегодня цифровой путь быстро становится единственным как для профессионалов, так и для любителей.

При столь широком ассортименте доступного оборудования трудно определиться с выбором того, что действительно нужно для домашней аудио-студии. Столь много вопросов, столь много возможностей - но ответов очень мало. Mac или ПК? Одноядерный или двуядерный или 4-х ядерный процессор? Конденсаторный или электродинамический микрофон? MIDI-интерфейс со встроенным аудио-интерфейсом или по отдельности? USB или FireWire? Этот список можно продолжать.

Поскольку список "железа" просто ошеломляет, в нашей второй статье мы попытаемся помочь определиться с его выбором. В первой статье мы обсуждали программную сторону домашней аудио-студии. Здесь же мы постараемся рассмотреть основные аппаратные компоненты. Базой можно считать компьютер, аудио-интерфейс и, если вы заинтересованы в создании музыки, MIDI-контроллер.

Платформа: Mac или ПК?
Одно из самых важных решений заключается в выборе платформы. Собственно, этот вопрос обсуждается уже не один десяток лет. Что лучше взять: Mac или ПК? Лично я предпочитают ПК. Дело в том, что ПК обгоняет Mac при равных тактовых частотах, да и ПК дешевле. Если этого мало, то на рынке можно найти большое число плагинов, которые доступны только для ПК. И распространены ПК намного шире.

Для меня выбор очевиден, но позвольте взглянуть с другой стороны. Хотя у ПК есть много преимуществ по производительности и совместимости, большинство индустрии развлечений использует Mac! И тому есть несколько причин. Первая заключается в том, что чем выше цена, тем лучше должен быть товар. Что ж, это не всегда так, но таково уж распространённое заблуждение. Впрочем, у покупки Mac есть весомое преимущество - стабильность. Мой ПК редко "вылетает", но пользователь ПК с гораздо большей вероятностью "поймает" вирус, чем Mac.

Ещё одним весомым преимуществом Mac является ощущение дружественности к пользователю. Лично мне так не кажется, но многие пользователи находят ПК слишком громоздким. Возможно, так происходит потому, что я провёл большую часть жизни за ПК и нахожу Windows XP или 7-ка лучше - довольно интуитивной.

Однако сегодня значимым недостатком Mac является его большая избирательность, чем ПК. Многие комплектующие и программное обеспечение несовместимы даже с последней версией Mac OS Tiger. Впрочем, надо отдать должное Apple: Tiger является первой версией Mac OS после OS9 (вышла несколько лет назад), которая позволяет использовать одновременно несколько звуковых интерфейсов. Впрочем, подобной проблемы под Windows XP никогда не возникало.

Следует отметить, что Apple включила в Tiger более надёжную поддержку MIDI. По сути, в Tiger появилось множество функций, специально нацеленных на музыкантов и звукорежиссёров, включая работу с потоковым аудио. Впрочем, передавать потоковый звук или MIDI в реальном времени через LAN или Интернет достаточно забавно, да и вряд ли функции, подобные этой, понадобятся музыкантам или звукорежиссёрам.

Ещё одна особенность Apple - формат плагинов под названием Audio Unit. Многие плагины совместимы с несколькими платформами, однако Apple постаралась сделать так, что формат плагинов будет работать только на Mac, а программное обеспечение не будет поддерживать какие-либо другие типы плагинов

Аудио-интерфейс


После выбора платформы следует решить, какой аппаратный аудио-интерфейс удовлетворит ваши нужды. Вы считаете, что вам хватит колонок и звуковой карты, которые поставляются вместе с компьютером? Подумайте ещё раз. Небольшое вложение в дополнительный аудио-интерфейс может улучшить качество записи и воспроизведения.

За звуковые входы и выходы отвечают аналого-цифровые преобразователи (АЦП) для входа и цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП) для выхода. На рынке можно найти большое количество внешних аудио-интерфейсов, которые используют приличные АЦП/ЦАП, обладают хорошими возможностями ввода/вывода и поддерживают функции вроде мониторинга и встроенных эффектов. Позвольте определиться с терминологией. Вообще, "интерфейсом" называется аппаратное обеспечение с функциями ввода/вывода. Термин "звуковая карта" несколько устарел, поскольку профессионалы уже больше не используют чистые печатные платы или PCI-карты для звука. По сути, даже PCI-слот постепенно вытесняется с материнских плат. Сегодня зачастую используется не звуковая карта, а интерфейс USB или FireWire.

Интерфейсы USB и FireWire становятся всё популярнее не только из-за безупречной точности передачи данных, но и за мобильность и удобство использования в паре с ноутбуком. Перед тем, как выбрать решение на основе USB или FireWire, посмотрите, какими интерфейсами оснащён ваш компьютер. Возможно, вам придётся докупить плату с соответствующим интерфейсом. Скорость передачи данных стандартного FireWire составляет 400 Мбит/с, поэтому он работает быстрее стандартного USB 1.1 на 12 Мбит/с. Относительно новым можно назвать стандарт FireWire 800, который способен передавать данные со скоростью 800 Мбит/с - в два раза больше обычного FireWire. Однако FireWire 800 сегодня распространён не слишком широко. В то же время, стандарт USB 2.0 поддерживает скорость передачи до 480 Мбит/с.

Из всех возможных вариантов стандарт FireWire обеспечивает лучший баланс между скоростью передачи и совместимостью. Новый Mac будет оснащён интерфейсами FireWire и USB 1.1, а у некоторых моделей есть и USB 2. Старый ПК может иметь USB 1.1 и, возможно, USB 2. Впрочем, всегда можно добавить порт FireWire с помощью карты PCI или PCMCIA.

При покупке обратите внимание на спецификации, изучите число входов и выходов вашего аудио-интерфейса. Среди них могут быть микрофонный вход, линейный вход, вход для инструментов (гитары), а также цифровой вход. Постарайтесь определиться, какие входы и выходы вы будете использовать сразу же, а какие нужны только для потенциального расширения в будущем, или не нужны вообще. В принципе, цена на аудио-интерфейсы во многом определяется числом входов и выходов, частотой дискретизации и битовой разрядностью и, конечно, дополнительными функциями.

Если начать с недорогого сегмента рынка, то приемлемые аудио-интерфейсы можно приобрести от Edirol (потребительское отделение Roland), M-Audio, Yamaha, Behringer и Tascam. Выйдя на средний ценовой сегмент, мы получим решения от M-Audio, Aardvark, Rolls, Emu, Lexicon, Audiotrak и Presonus. Если же вы хотите получить максимум, заплатив соответствующие деньги, то обратите внимание на аудио-интерфейсы от Digidesign, Mackie, Alesis, Focusrite, ST Audio, Hercules, Lucid, M-Audio, Lynx Studio Technology и Mark of the Unicorn (MOTU).

Существенным недостатком цифрового звука и революции виртуальных звуков является всё возрастающая зависимость от мыши. Для управления звуком приходится использовать мышь - это примерно то же самое, что получить расширенный микшер с бесконечным числом кнопок и движков, но работать с ним вы сможете только одним пальцем. Обойти эту проблему можно с помощью специальных пультов управления, которые привязывают свои кнопки и движки к соответствующим элементам управления программного обеспечения. Подобные пульты позволяют эффективно управлять программой, обеспечивая многочисленные преимущества, характерные для аппаратного микшера. Среди популярных и недорогих вариантов можно назвать пульт от Evolution, Peavey, Tascam и Edirol. Для среднего ценового сегмента можно рекомендовать пульты от JL Cooper, Doepfer и Event Electronics. Наконец, в high-end области работают компании вроде Mackie, Radikal, CM Labs, Digidesign (см. фотографию ниже) и JL Cooper.

MIDI-контроллер


Наконец, ещё одна аппаратная деталь аудио-студии, очень важная для музыкантов: MIDI-контроллер. Как мы уже упоминали в предыдущей статье, Создаём домашнюю студию для работы с цифровым звуком: часть I, MIDI-контроллер сам по себе звука не создаёт. Однако он позволяет осязательно передавать данные в программные синтезаторы и другие приложения.

Самые популярные и распространённые MIDI-контроллеры повторяют стиль пианино. Одним из самых крупных производителей MIDI-клавиатур является M-Audio. Типичная MIDI-клавиатура обойдётся от $50 до нескольких тысяч. Как правило, чем дороже стоит клавиатура, тем выше у неё отзывчивость и качество. Например, дешёвый MIDI-контроллер не реагирует на скорость нажатия. Потратив чуть больше, вы получите различные ручки регулировки, движки, мини-джойстики и даже подушечки барабанов. В принципе, хорошим и относительно недорогим продуктом можно назвать Korg Microkontrol за $300.

Если вы больше нацелены на работу ди-джеем, то вам подойдёт MIDI-контроллер просто с ручками регулировками и движками. Здесь можно рекомендовать контроллер X Session за $150, который подойдёт всем тем, кому клавиатура пианино не нужна.

Впрочем, если вы будете музицировать, то стоит прикупить высококачественный MIDI-контроллер с чувствительными клавишами, реагирующими на скорость и силу нажатия. Он стоит существенно дороже, однако позволяет почувствовать себя как за клавиатурой пианино. Если вы желаете получить аналог акустического пианино, позволяющий преобразовать музыку в MIDI, и у вас есть свободные $1500, то присмотритесь к The Moog Piano Bar.

Выше мы упоминали, что большинство MIDI-контроллеров используют клавиатуру в стиле пианино, но это всего лишь один из путей. Многие контроллеры имеют форму электронных барабанов (с подушечками вместо барабанов). Музыкантам, играющим на духовых инструментах, по душе придутся соответствующие MIDI-контроллеры (некоторые примеры можно найти здесь). Существуют и более затейливые MIDI-контроллеры. На альтернативные MIDI-контроллеры можно взглянуть, к примеру, здесь.

Заключение

При выборе аппаратной начинки вашей цифровой музыкальной студии существует множество доступных вариантов. Конечно, многие из них субъективны, и мы вполне допускаем, что ваши предпочтения отличаются от наших. В последующих статьях нашего цикла мы рассмотрим, что можно делать с помощью музыкальной цифровой студии, а также как запрограммировать некоторые интересные возможности.
Материал взят с сайта www.thg.ru/

Далее
20-06-2011, 14:19

О формате MP3

Статьи Minusovki.kiev.ua - бесплатные минусовки
О формате MP3

MP3 это сокращение от MPEG Layer3. Данный стандарт сжатия звуковых данных был разработан компаниями Fraunhofer IIS и THOMSON. Позже данный стандарт был утвержден как формат передачи звука в видеофильмах MPEG1 и MPEG2.

Стандарт очень сильно сокращает объем аудио-файла без заметной потери качества.Это достигается путем довольно-таки сложных, механизмах, основанных на восприятии звука человеком. mp3 - компрессия с потерей информации - из исходного материала удаляется информация, слабо воспринимаемая человеческим ухом. mp3 - потоковый формат. Это означает, что данные в файле разбиты на отдельные участки - фреймы, каждый из которых хранит определенное количество звуковой информации.

Перед кодированием исходный сигнал разбивается на участки, каждый из которых кодируется отдельно и помещается к конечном файле независимо от других. Последовательность воспроизведения определяется порядком расположения фреймов. Каждый фрейм может кодироваться с разными параметрами. Информация о них содержится в заголовке фрейма. Поясню вышесказанное на примере - если вы скачиваете какой-нибудь mp3 файл из Интернета, и связь, как всегда рвется в тот момент, когда скачено 98% :-), то при попытке проиграть этот файл, ваш плейер не скажет вам, что он "битый", как это происходит при попытке распаковать "недокаченный" архивный файл.

Плейер будет воспроизводить музыку фрейм за фреймом, пока не дойдет до того места, где произошел обрыв. Именно фреймовая организация формата позволяет использовать его для кодирования звуковых дорожек на DVD дисках - отпадает необходимость считывать весь файл для его раскодирования. Степень сжатия может быть различной. Основным понятием, в данном случае, является так называемый битрейт (bitrate). Битрейт характеризует количество данных, которое занимает одна секунда записанного звука. Здесь прямая аналогия с форматом графических файлов jpeg - чем выше степень компрессии (и, следовательно, меньше объем), тем больше информации удаляется из исходного материала, и тем хуже качество.

Битрейт принято измерять в килобитах в секунду (kbs, kbps или kb/s). Более низкие битрейты (от 128 kbps и ниже) в некоторых случаях не способны обеспечить приемлемое качество звучания. По своему опыту, я знаю, что почти всё техно, например, вполне прилично слушается и на 128 kbps, а вот более инструментальная музыка - блюз или джаз - лучше записывать на более высоких битрейтах. Я ни в коей мере не претендую претендую на звание конечной инстанции, но на своих hi-fi компонентах Technics я не слышу разницы между, скажем, Джоном Кэмпбелом на CD и записанным с битрейтом 256 kbps.

Далее
15-06-2011, 14:25

Аудиохирургия: как удалить шумы в записях

Статьи Minusovki.kiev.ua - бесплатные минусовки
Аудиохирургия: как удалить шумы в записях

Аудиохирургия: как удалить шумы в записях


Насколько важно, чтобы во время съемок кроме четкого и качественного видеосигнала был записан и чистый звук, как профессионал в области звукозаписи, я понимаю лучше других. Поэтому стараюсь придерживаться следующих правил: применять раздельные направленные микрофоны, размещать их как можно ближе к источнику звука, выставлять максимально высокий уровень записи, следя, чтобы не "обрезались" пики звуковых колебаний (нелинейные искажения). Но несмотря на все эти предосторожности, временами и на моих записях появляются помехи (шумы), с которые впоследствии приходить бороться.

Часто ко мне обращаются с просьбой смонтировать или сжать материалы, но при этом не считают нужным сообщить, какие отвлекающие шумы или явно ненужные помехи присутствуют на аудиотреках. Не так давно я согласился привести в порядок и перевести на CD несколько часов "живой" кубинской музыки, которая была записана еще в начале пятидесятых годов прошлого века на ?-дюймовом аналоговом магнитофоне. Мне надо было перекодировать музыку в потоковый стандарт и выложить на сайт владельца. Чтобы выполнить эту работу понадобилось провести ряд хирургических операций над звуком.

К счастью, существуют ряд аппаратных и программных средств, которые позволяют значительно улучшить воспроизведение аудиотреков с шумами и получить звук, существенно превосходящий первоначальные записи по качеству. Самое главное при проведении подобных работ - найти средство, которое поможет устранить те шумы и помехи, которые присутствуют в данных записях. Попробуйте разделить общую задачу на несколько более мелких и решить их одну за другой.

Шумы бывают двух видов: с постоянной частотой (например, жужжание трансформаторов переменного тока, шум кондиционеров, видеокамер или генераторов) и динамичные, которые изменяются во времени по частоте спектра и громкости. Классическими примерами динамичных шумов являются внешние шумы, производимые автомобилями или самолетами, а также звучание ветра или прибоя. естественно, что устранить шумы с постоянной частотой значительно легче, чем динамичные помехи, но справится можно с шумами обоих видов.

Невнятная речь


Прежде всего следует определить - не вызваны ли помехи некорректным проведением записи. Некачественный микрофон или его ошибочное размещение могут привести к тому, что запись окажется приглушенной и нечеткой. К подобным дефектам может привести и использование микрофона, встроенного в видеокамеру. К счастью, подобные артефакты устраняются легко, и чтобы значительно снизить уровень таких помех следует лишь правильно выбрать настройки эквалайзера и громкости. Увеличение эквалайзером уровня на частотах до 2,5 кГц для мужского голоса и 3,5 кГц для женского придает произносимым словам дополнительные звучание и четкость. А при работе с частотами от 6 кГц и выше усиливаются не только свистяще-шипящие составляющие речи, делающие ее неразборчивой, но и фоновые шумы и свисты, поэтому увеличивать частоту нужно постепенно.
Чтобы вырезать частоты ниже 250 Гц нужно просто повысить общий уровень трека без каких-либо дополнительных манипуляций. Еще много лет назад было установлено, что большая часть аудиоинформации размещается в интервале частот 300 Гц - 3 кГц, поэтому отсечение частот ниже 250 Гц не принесет никакого вреда. Но имейте в виду, что EQ затронет все звуки на треке, поэтому не торопитесь и выполняйте все операции последовательно.

Фоновый шум

Если при изготовлении оригинального трека был установлен низкий уровень записи, то при монтаже при увеличении громкости будут возрастать и фоновые шумы. Такие шумы могут генерироваться самой камерой, возникать при перемещении оператора или порождаться приборами, установленными на съемочной площадке (например, работающими кондиционерами).
Если фоновые шумы слышны лишь в интервалах между фразами, то наилучшее решение - использование динамической обработки, которая называется noise gate ("звуковые шлюзы"). Она позволяет свободно проходить звукам, близким к определенному уровню громкости (порогу) или превышающим его. Когда же уровень громкости резко падает ниже порогового значения, то звуковой шлюз сразу же закрывает проход для звукового сигнала. После того, как уровень громкости снова превысит пороговое значение, он вновь его открывает.

Подобно звуковому шлюзу работает другая динамическая обработка, которая называется "экспандер" и предназначена для расширения динамического диапазона сигнала. В тех случаях, когда громкость падает ниже порогового значения, звуковой шлюз фиксирует ее на минимальном уровне, а экспандер - снижает до уровня, заданного пользователем. Экспандер работает более мягко и плавно и позволяет значительно ослабить фоновые шумы. Часто для повышения эффективности обработки звуковой шлюз и экспандер используют одновременно. Такое сочетание позволяет значительно снизить или даже полностью устранить низкоуровневые фоновые шумы.

Если помехи обусловлены шумами с постоянной частотой (например, жужжанием трансформаторов или шумом от кондиционера), то для их уменьшения или удаления вам придется воспользоваться специальными фильтрами. Диапазоны основных фильтров высоких и низких частот слишком широки для этой операции, их применение только ухудшит звучание материала. Постарайтесь найти специальные параметрические фильтры, которые позволяют изменять ширину полосы на частотах шумов (они известны, как фильтры Q - добротные). С помощью параметрических фильтров можно, не затрагивая весь трек, вырезать очень узкий частотный диапазон.

В некоторых программных пакетах предусмотрены специальные фильтры для устранения жужжания, они есть, например в Final Cut Pro корпорации Apple. Такие фильтры помимо точного определения частоты жужжания, позволяют устранить до пяти его гармоник. Наберитесь терпения и попробуйте использовать все возможные комбинации фильтров, нажимая Undo всякий раз, когда результат вас не устраивает.

Нелинейные искажения и щелчки

С нелинейными искажениями справиться сложнее всего. Они возникают, когда входной аудиосигнал такой сильный (громкий), что записывается с искажениями, при которых пики звуковых колебаний обрезаются. Нелинейные искажения делает звучание дребезжащим и скрежещущим, а порой и совершенно неразборчивым. Такие артефакты наиболее характерны для аналоговых приборов, но ей подвержены и цифровые устройства. Для аналоговых устройств характерно постепенное нарастание и усиление искажений, а в цифровых они проявляются на конкретном пороговом уровне, но в обоих случаях записи имеют совершенно непрезентабельное звучание.

Конечно, лучше всего не допускать появления нелинейных искажений при записи звука, так как устранить их на записанных треках позволяет очень ограниченный набор средств. Если искажений немного или поврежденные фрагменты непродолжительны, то можно попытаться убрать их с помощью специального "карандаша" Pencil Tool, который входит в некоторые программы для аудиомонтажа, и вручную подрисовать гладкие закругления на пиках графиков звуковых колебаний.

Если же искажения достаточно сильно повредили трек или продолжительны, самостоятельно переписать звуковой ряд вы не сможете, вам придется отнести эти файлы в ту студию, в которой есть программа NoNoise компании Sonic Solutions (данная программа входит в Sonic Studio HD). NoNoise - это программа для устранения нежелательных шумов на аудиозаписях, которая заслужила высокую оценку у профессионалов. Она позволяет не только эффективно устранить нелинейные искажения, но и сгенерировать заново синтезированный аудиосигнал для замещения поврежденного участка. NoNoise наилучшим образом подходит для устранения динамичных шумов, которые не удается побороть с помощью фильтров, но так как стоит эта программа достаточно дорого, треки для обработки лучше отдавать на сторону. Для этой же цели предназначены приборы для реставрации звука компании Cedar.

Щелчки и треск могут быть вызваны плохим качеством аудиокабелей или обрывом каналов в радиомикрофонах. Очень много шумов и треска присутствует в записях, сделанных на старых граммофонных пластинках. Методы борьбы с этими помехами во многом напоминают те, что используются для устранения нелинейных искажений. Многие программы для аудиомонтажа включают специальную функцию, которая находит и устраняет щелчки в автоматическом режиме. Но такое автоматическое удаление всех щелчков часто разрушает ощущение старинности граммофонных пластинок, поэтому если вы хотите его сохранить, разберитесь с каждым щелчком отдельно, либо используйте приборы компании Cedar.

Программные средства для устранения шумов

Существуют несколько более простых программ, специально разработанных для устранения различных видов фоновых шумов. В них реализованы многие из функций системы NoNoise, но стоят они значительно меньше. DART Pro компании Digital Audio Restoration Technology -программа для Microsoft Windows, в которую включены несколько фильтров, блоки ослабления щелчков и жужжания, а также преобразователи коэффициентов усиления, которые могут запускаться последовательно для обработки всего аудиотрека за один проход.
Программа Ray Gun, разработанная компанией Arboretum Software, предназначена для платформы Macintosh. В ней реализован значительно более простой подход к снижению шумов, заключающийся в использовании предварительно заданных алгоритмов для подавления шумов, удаления щелчков и треска и снижения уровня жужжания. Хотя подобный подход может оказаться более удобным для непрофессионалов, он не достаточно эффективен для решения нетипичных задач.


Далее
10-06-2011, 14:37

Календарь
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Статистика